Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации на рынке недвижимости, увы, не всегда носит характер нормальных отношений гражданского оборота. Из СМИ постоянно можно услышать о захватах недвижимого имущества, причем таких, которые зачастую носят законный характер и происходят по причине обыкновенной юридической безграмотности и невнимательности граждан (предоставление широких представительских полномочий по выданной злоумышленнику доверенности, заключение мнимых сделок, массовая скупка незначительных долей в квартире у сособственников и т.д.), в связи с чем с целью недопущения подобных действий гражданам необходимо проявить юридическую осмотрительность и принять возможные меры с целью недопущения каких-либо рисков.
Действенный способ защиты – это представление лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без его личного участия. В срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления вносится запись в Единый государственный реестр недвижимости о заявлении о невозможности регистрации без личного участия.
С указанного периода времени данная отметка будет надежно защищать недвижимость, принадлежащее собственнику, от любых попыток передать его в собственность другим лицам без его ведома: если какое-либо третье лицо, даже действуя по доверенности, выданной собственником, подаст от его имени заявление в Росреестр о государственной регистрации перехода права собственности, данная информация будет являться основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости, его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, прекращения, ограничения права и обременения соответствующего объекта недвижимости. Орган регистрации прав обязан уведомить заявителя о возврате заявления без рассмотрения с указанием причины возврата в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.
Запись в Едином государственном реестре недвижимости о заявлении о невозможности регистрации не препятствует осуществлению государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости, если основанием для государственной регистрации права является вступившее в законную силу решение суда, а также требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и иных случаях, установленных федеральными законами.
Запись, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости, о заявлении о невозможности регистрации погашается на основании решения государственного регистратора прав (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с осуществляемой при его личном участии государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника, а также при осуществлении государственной регистрации прав в порядке наследования; заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности регистрации; вступившего в законную силу судебного акта.

 


Начальник Стрежевского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис

Согласно Положению о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1081 (далее – Положение) проведение Управлением Росреестра по Томской области (далее – Управление) плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью: для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска - не чаще чем один раз в 3 года и не реже чем один раз в 6 лет; для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет и не реже чем один раз в 6 лет.

Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся органами государственного надзора в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 - 5 части 1 и частью 2 статьи 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ.

С целью соблюдения установленных законом требований земельного законодательства могут  проводиться следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий: инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование. Выездная проверка  - это оптимальная форма для проверки самовольного занятия земельного участка, т.к. срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней, что позволит совершить обмер, провести камеральную обработку на рабочем месте инспектора, выехать на земельный участок для подписания и вручения акта проверки.

В случае принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия на основании сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установления параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, тогда такое решение принимается на основании мотивированного представления инспектора.

К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.

В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований земельного законодательства контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства.

К основным  нарушениям земельного законодательства, которые часто допускаются контролируемыми лицами, относятся:

- самовольное занятие земельного участка;

- неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока;

- использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием. Поэтому при вынесении решения должностное лицо, проводившее контрольное (надзорное) мероприятие проводит оценку выявленного правонарушения и устанавливает срок устранения нарушения в зависимости от его вида. При этом учитывается время, необходимое для устранения нарушения земельного законодательства. Также,  принимаются меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа может отсрочить исполнение решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение.

По истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) контрольный (надзорный) орган оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации.

 

 

Главный специалист-эксперт

Парабельского межмуниципального отдела                                       

Управления Росреестра по Томской области

Светлана Васильева

За 2021 год Управлением Росреестра по Томской области проведено 1306 контрольных (надзорных) мероприятия по соблюдению земельного законодательства. Также за этот период в Управление из органов местного самоуправления для привлечения к административной ответственности поступило 216 материалов о нарушении земельного законодательства. По результатам контрольных мероприятий, проведенных Управлением, и рассмотрения Управлением материалов проверок органов муниципального земельного контроля выявлено 954 нарушения земельного законодательства. По итогам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях сумма наложенных штрафов составила 2634,97 тыс. руб. В результате мер, принятых к нарушителям земельного законодательства, устранено 389 нарушений.

По словам руководителя Управления Росреестра по Томской области Елены Золотковой, большинство протоколов об административных правонарушениях составляется за самовольное занятие земельных участков и использование земельных участков не по целевому назначению. В первом случае для устранения нарушений достаточно освободить самовольно занятые земли или оформить на них права. Во втором — прекратить использование земель не по назначению или изменить вид разрешенного использования участка.

 

 

Ведущий специалист-эксперт отдела

государственного земельного надзора                                                     

Управления Росреестра по Томской области

Лидия Мельникова

Согласно статье 64 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Подлежащим рассмотрению в судебном порядке является спор об установлении границ земельных участков.

Межевые споры инициируются заинтересованной стороной с целью установления, восстановления и закрепления на местности границ земельного участка, определения его местоположения и площади. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.

При разрешении межевых споров необходимо установить площадь каждого из смежных земельных участков, которая как одна из его уникальных характеристик зависит от конфигурации границ соответствующего земельного участка, а изменение местоположения границ смежных земельных участков может повлечь изменение их площади, а также установить соответствие юридической и фактической границы земельных участков, оценить наличие несовпадения закрепленных в государственном кадастре недвижимости сведений об их местоположении фактического, существующего на местности нахождения границ, выявить его причину.

Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру для составления акта согласования местоположения границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте стоят личные подписи всех заинтересованных лиц или их представителей.

В случае если причиной пересечения границ земельных участков является ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о необходимости ее исправления. При этом ошибка в записях ЕГРН, возникшая в результате воспроизведения ошибки, содержащейся в представленном в орган регистрации прав межевом плане или иных документах (реестровая ошибка), исправляется в том же порядке, в котором были представлены документы, содержащие ошибку. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Однако, если исправление ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи ЕГРН, то такое исправление производится только по решению суда.

Если местоположение границ не было согласовано в добровольном порядке, придется обратиться в суд. При подготовке искового заявления об установлении местоположения границ земельного участка обратите особое внимание на те объекты (природные или искусственные, существующие на местности 15 лет и более), на основании которых определялось местоположение участка (как вашего, так и смежного).

Подобными объектами являются заборы, деревья, иные насаждения, столбы и т.п. Данная информация очень важна, поскольку при отсутствии документального подтверждения границ участка его местоположение определяется только по названным объектам. В зависимости от обстоятельств дела в качестве ответчика может выступать, например, собственник смежного с вашим земельным участком, в качестве третьих лиц - орган регистрации прав и кадастровый инженер. При рассмотрении дела может потребоваться назначение землеустроительной экспертизы для разрешения вопроса о том, были ли проведены кадастровые работы в соответствии с требованиями законодательства, а также о том, по каким координатам необходимо устанавливать местоположение смежной границы двух спорных участков.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для осуществления, в частности, государственного кадастрового учета. Если решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков, содержит необходимые для внесения в ЕГРН основные сведения о земельном участке, в том числе сведения о координатах характерных точек его границ, соответствующие установленным методам их определения, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана не требуется. Орган регистрации прав обязан исправить ошибку и осуществить кадастровый учет.

Решение суда об исправлении ошибки в описании местоположения границ земельного участка в записях ЕГРН также может служить основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам ранее вынесенного судом решения, если суд при его принятии руководствовался сведениями о границах земельного участка, существовавшими до исправления ошибки.

 

 

Главный специалист-эксперт

Парабельского межмуниципального отдела                               

Управления Росреестра по Томской области

Светлана Васильева

29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020г. N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", называемый в обществе - Закон о выявлении правообладателей. Реализацию закона осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никаких действий со стороны правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости не потребуется.

Муниципалитеты проведут всю необходимую работу - самостоятельно проанализируют сведения в своих архивах, запросят информацию в налоговых органах, ПФР России, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д. В случае выявления собственников ранее учтенных объектов муниципалитеты проинформируют их об этом по электронной почте и самостоятельно направят в Росреестр заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) соответствующих сведений.

«Так, в Томской области за полгода в отношении 2 838 ранее учтенных объектов недвижимости осуществлена государственная регистрация ранее возникшего права. С государственного кадастрового учета сняты 3 272 объекта недвижимости, прекратившие свое существование», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Также закон предполагает возможность снятия с кадастрового учета прекративших существование зданий и сооружений. Это будет осуществляться на основании подготовленного уполномоченным органом акта осмотра такого объекта без привлечения кадастрового инженера.

Правообладателям ранее учтенных объектов необходимо понимать, что реализация закона не повлечет за собой никаких санкций (штрафов) в их отношении, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей.

Наоборот, наличие таких сведений в ЕГРН обеспечит гражданам защиту их прав и имущественных интересов, убережет от мошеннических действий с их имуществом, позволит внести контактные данные правообладателей (адресов электронной почты, почтового адреса). Это позволит органу регистрации прав оперативно направить в адрес собственника различные уведомления, а также обеспечить согласование с правообладателями земельных участков местоположения границ смежных земельных участков, что поможет избежать возникновения земельных споров.

При этом правообладатель ранее учтенного объекта по желанию может сам обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права. В этом случае ему нужно прийти в МФЦ с паспортом и правоустанавливающим документом и специалистом МФЦ будет сформировано соответствующее заявление, либо посредством использования личного кабинета правообладатель объекта недвижимости вправе представить в форме электронного документа в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав. Госпошлина за государственную регистрацию права гражданина, возникшего до 31.01.1998 года права на объект недвижимости, не взимается.

Ранее учтенными объектами недвижимости считаются в том числе те, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Причиной отсутствия в ЕГРН актуальных сведений о правообладателях объектов недвижимости является отсутствие в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах сведений о правообладателях в объеме, позволяющем однозначно определить владельца объекта (например, реквизиты документа, удостоверяющего личность), а также отсутствие волеизъявления правообладателя такого объекта на регистрацию прав на него.

 

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис

Раздел земельного участка - это действия, в результате которых из одного земельного участка образуются два и более земельных участка.

При разделе земельный участок, из которого образуются новые земельные участки, прекращает свое существование.

Земельный участок можно разделить на основании соглашения о разделе земельного участка при наличии согласия всех его собственников (если нет спора) или по решению суда, куда с иском обращается заинтересованное лицо. Вновь образованные земельные участки должны соответствовать требованиям о предельных размерах земельных участков определенной категории.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

Согласно ст. 11.6 Земельного кодекса РФ при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 Земельного Кодекса РФ.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 Земельного Кодекса РФ.

При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

При разделе, объединении земельного участка государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образованные земельные участки и снятие с кадастрового учета и прекращение права собственности на исходный земельный участок осуществляются одновременно.

 

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                

Людмила Елькина

 

О порядке приёма документов по экстерриториальному принципу

Экстерриториальный принцип оказания услуг – это возможность обращаться за государственной регистрацией прав и постановкой на государственный кадастровый учет независимо от места расположения объекта недвижимости.

Подать документы можно в офисе Кадастровой палаты по адресу: г. Томск, ул. Белинского, 8 и г. Северск, ул.Ленина,88 А. Предварительная запись на подачу документов обязательна. Записаться можно по телефону: 8 (382) 46-78-71(2207).

«Такая возможность появилась у россиян еще в 2017 году. За это время услуга стала востребованной среди заявителей. Благодаря удобству жители Томской области экономят время и денежные средства. За 2021 год в офисах Кадастровой палаты по экстерриториальному принципу было принято 1 177 заявлений. Воспользоваться такой услугой могут как физические, так и юридические лица», – рассказала руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Обращаем внимание, что в офисах Кадастровой палаты по Томской области (с.Бакчар, с.Каргасок, с.Парабель) также ведётся приём документов на кадастровый учёт и регистрацию прав.

Подать документы на осуществление учётно-регистрационных процедур, в том числе по экстерриториальному принципу, можно и в офисах центра «Мои Документы» (МФЦ). Кроме того, в МФЦ можно подать запрос на получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или копий документов. Документы по результатам оказания услуг заявители получают в офисах МФЦ. 

В электронном виде подать документы на кадастровый учёт и регистрацию прав или направить запрос на предоставление сведений из ЕГРН можно с помощью сервисов на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru).

Кроме того, несколько видов выписок из ЕГРН можно запросить с помощью онлайн-сервиса Федеральной кадастровой палаты или на портале Госуслуг.

О выездном приёме документов

Региональная кадастровая палата предоставляет жителям Томской области возможность заказать дистанционный приём заявлений и документов на кадастровый учёт и (или) регистрацию прав, а также на исправление технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). С помощью выездного обслуживания можно подать документы в отношении объектов недвижимости, расположенных на всей территории страны.

Кроме того, можно заказать дистанционный приём запросов о предоставлении сведений ЕГРН, а также услугу по курьерской доставке готовых документов по результатам рассмотрения запросов о предоставлении сведений ЕГРН.

«При получении услуг предусмотрены льготные условия. Ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам I и II групп, являющимся правообладателями объектов недвижимости, услуги выезда предоставляются бесплатно», - отметил директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области  Виталий Файт.

 Обращаем внимание, что выезд осуществляется на территории г. Томска,Томский район: пос. Зональная Станция, пос.Предтеченск, с.Корнилово, д. Черная Речка, д. Кисловка, с. Богашево, с. Кафтанчиково,  д. Лоскутово, п. Светлый.

 Уточнить порядок оказания услуг по выездному приему и курьерской доставке документов можно по телефону: 8 (382) 46-78-71, доб. 2019, а также посредством электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Свидетельство о праве на наследство - это документ, который удостоверяет права наследника или наследников на имущество, принадлежавшее умершему гражданину. Свидетельство обычно нужно, когда в наследственную массу входят имущество и (или) определенные права, для владения, пользования и распоряжения которыми необходимы регистрация или определенное оформление, например недвижимое имущество, транспортные средства, вклады в банках.

Права на некоторые виды имущества, полученного по наследству, подлежат государственной регистрации, например,  право собственности на квартиру. Полученное свидетельство о праве на наследство является одним из оснований такой регистрации.

После выдачи свидетельства о праве на наследство нотариус обязан представить в Росреестр заявление о государственной регистрации права и прилагаемые к нему документы.

Заявителям необходимо лишь представить нотариусу документы, необходимые для представления на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

За совершение юридически значимых действий при государственной регистрации права на недвижимость предусмотрено взимание государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Например, государственная пошлина за регистрацию доли в праве общей долевой собственности взимается в размере  2000 рублей для каждого физического лица на жилое помещение, и в размере 350 рублей для каждого физического лица на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства для каждого физического лица.

При предоставлении услуги по регистрации прав в электронном виде физическим лицам размер госпошлины сокращается на 30%.

Государственная регистрация права осуществляется в течение трех рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов,  в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов, а в случае подачи документов через многофункциональный центр государственная регистрация прав осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты приема документов МФЦ.

 Датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о соответствующем праве на объект недвижимости.

Проведенная государственная регистрация права собственности удостоверяется выпиской из ЕГРН.

Нотариус, совершивший нотариальное действие, получает выписку из ЕГРН (которая удостоверяет государственную регистрацию) и документы, выдаваемые органом регистрации прав, а затем передает их заявителям.

 

 

Начальник Парабельского

межмуниципального отдела        

Управления Росреестра по Томской области                                                  

Наталья Харькив

 

 

 

 

 

 

Управлением Росреестра по Томской области продолжается совместная работа с органами государственной власти (ОГВ) и органами местного самоуправления (ОМС) по реализации Закона № 79-ФЗ, называемого в обществе – Закон о гаражной амнистии, который будет действовать до 1 сентября 2026 года.

С начала действия закона в ОГВ и ОМС на 31.12.2021 поступило 112 заявлений от жителей Томской области, которые изъявили желание оформить в законную собственность гаражи и получить официальные документы на свою недвижимость и земельные участки под ней.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Со своей стороны сотрудники Управления всегда готовы оказать консультативную и методическую помощь в целях реализации положений Закона о гаражной амнистии и, в случае поступления в орган регистрации прав предусмотренных Законом о гаражной амнистии документов, зарегистрировать их в максимально короткие сроки».

 

Ведущий специалист-эксперт

отдела организации, мониторинга и контроля                                   

Управления Росреестра по Томской области

Анна Шиянова      

29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020г. N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", называемый в обществе - Закон о выявлении правообладателей. Реализацию закона осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никаких действий со стороны правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости не потребуется.

Муниципалитеты проведут всю необходимую работу - самостоятельно проанализируют сведения в своих архивах, запросят информацию в налоговых органах, ПФР России, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д. В случае выявления собственников ранее учтенных объектов муниципалитеты проинформируют их об этом по электронной почте и самостоятельно направят в Росреестр заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) соответствующих сведений.

«В Томской области за полгода осуществлена государственная регистрация ранее возникшего права в отношении 2 838 ранее учтенных объектов недвижимости. С государственного кадастрового учета сняты 3 272 объекта недвижимости, прекратившие свое существование», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Закон предполагает возможность снятия с кадастрового учета прекративших существование зданий и сооружений. Это процедура осуществляется на основании подготовленного уполномоченным органом акта осмотра такого объекта без привлечения кадастрового инженера.

Правообладателям ранее учтенных объектов необходимо понимать, что реализация закона не повлечет за собой никаких санкций (штрафов) в их отношении, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей.

Наоборот, наличие таких сведений в ЕГРН обеспечит гражданам защиту их прав и имущественных интересов, убережет от мошеннических действий с их имуществом, позволит внести контактные данные правообладателей (адресов электронной почты, почтового адреса). Это позволит органу регистрации прав оперативно направить в адрес собственника различные уведомления, а также обеспечить согласование с правообладателями земельных участков местоположения границ смежных земельных участков, что поможет избежать возникновения земельных споров.

При этом правообладатель ранее учтенного объекта по желанию может сам обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права. В этом случае ему нужно прийти в МФЦ с паспортом и правоустанавливающим документом, специалистом МФЦ будет сформировано соответствующее заявление. Либо посредством использования личного кабинет правообладатель объекта недвижимости вправе представить в форме электронного документа в Росреестр заявление о государственной регистрации прав. Госпошлина за государственную регистрацию права гражданина, возникшего до 31.01.1998 года права на объект недвижимости, не взимается.

Ранее учтенными объектами недвижимости считаются в том числе те, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Причиной отсутствия в ЕГРН актуальных сведений о правообладателях объектов недвижимости является отсутствие в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах сведений о правообладателях в объеме, позволяющем однозначно определить владельца объекта (например, реквизиты документа, удостоверяющего личность), а также отсутствие волеизъявления правообладателя такого объекта на регистрацию прав на него.

 

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                           

Наталья Фрис

С 29 июня 2021 года  Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в  законодательство о государственной регистрации недвижимости в отношении ранее учтенных объектов недвижимости.

Указанный закон призван ускорить процесс актуализации сведений в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

В частности статья 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дополнена нормой следующего содержания: «Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи (ранее учтенные объекты недвижимости), также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в ЕГРН в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости».

В случае если лицом, являющимся правообладателем объекта недвижимости, вместе с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости одновременно не представлено заявление о государственной регистрации права на данный объект недвижимости орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Таким образом, внесение сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости без одновременной подачи собственником имущества заявления на регистрацию права стало невозможным.

 

Заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Мария Коломиец