Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Отделом правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Томской области (далее – Управление) проанализирована и обобщена судебная практика по делам в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственного кадастрового учета с участием Управления за 2020 год.

Анализ работы за 12 месяцев 2020 года показал, что в указанном периоде вступил в законную силу 71 судебный акт с привлечением Управления в качестве заинтересованного лица (административного ответчика, ответчика) по делам в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственного кадастрового учета, из них:

-        7 судебных актов об удовлетворении требований заявителей, о признании решений государственных регистраторов прав Управления незаконными (2 из них – в связи с ликвидацией второй стороны). В аналогичном периоде 2019 года подобных судебных актов было 9 из 86 вступивших в силу;

-        24 судебных акта вынесено в пользу Управления, в том числе: 19 - об отказе в  удовлетворении требований заявителей о признании решения об отказе в государственной регистрации и (или) кадастрового учета незаконным; по 5 делам – в порядке искового производства;

-        40 определений о прекращении производства по делу или оставлении без рассмотрения.

Таким образом, соотношение количества вступивших в силу судебных актов, вынесенных в пользу и не в пользу Управления, составляет 32,3% и 10,2%  соответственно.

Наиболее актуальными с точки зрения практики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастрового учета и судебной практики являются следующие дела:

- Рассмотрев дело по обращению Банка к Управлению с требованиями о признании незаконными уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав и уведомлений об отказе в государственной регистрации прав, обязании устранить допущенные нарушения прав путем восстановления в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) безосновательно исключенных сведений об объектах недвижимости: жилой дом, пристрой к жилому дому, суд пришел к выводу о правомерности действий государственного регистратора в связи с тем, что часть жилого дома не является самостоятельным объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, а документы, подтверждающие право собственности на самовольно возведенные строения, обозначенные литерами, на государственную регистрацию не представлены.

- В результате рассмотрения дела о признании незаконными отказов во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, возложении на Управление обязанности по устранению нарушений прав и законных интересов административного истца путём повторного рассмотрения заявлений об изменении вида разрешенного использования, суд отметил, что действия должностных лиц Управления в полной мере отвечали установленным законом требованиям, поскольку данные земельные участки являются землями сельскохозяйственных угодий, поэтому изменение вида разрешенного использования таких земель в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Геодезический пункт – это закрепленная на местности специальной инженерной конструкцией точка земной поверхности, координаты которой определены с высокой точностью. Геодезические пункты носят общегосударственное и стратегическое значение, а также являются геодезической основой единого государственного реестра недвижимости.

Часто по причине неосведомленности граждан и юридических лиц о наличии на земельном участке, здании либо сооружении геодезического пункта, либо по причине незнания действующего законодательства в отношении обеспечения охраны геодезических пунктов происходит их уничтожение или повреждение.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.

На территории Томской области контроль за соблюдением установленных действующим законодательством требований к обеспечению сохранности геодезических пунктов осуществляет Управление Росреестра по Томской области.

Правообладателям земельных участков либо иных объектов недвижимости, на которых расположены пункты государственной геодезической сети (ГГС), а также лицам, выполняющим геодезические и картографические работы, необходимо информировать Управление Росреестра по Томской области о фактах их повреждения или уничтожения в течение 15 календарных дней со дня обнаружения такого повреждения или уничтожения.

Порядок уведомления о случаях повреждения или уничтожения пунктов ГГС, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети утвержден приказом Росреестра от 21.10.2020 № П/0391.

У собственников и пользователей объектов недвижимости, на которых расположены геодезические пункты, возникает административная ответственность за неуведомление территориального органа Росреестра об уничтожении, повреждении или о сносе таких пунктов в виде штрафа. Граждане заплатят от 5000 до 10 000 рублей, должностные лица - от 10 000 до 50 000, юридические лица - от 50 000 до 200 000 рублей.

Проконсультироваться по вопросам уведомления о случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов можно в Управлении Росреестра по Томской области по номеру телефона 8(3822)51-36-22.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, это использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Например, если Вам принадлежит на праве собственности земельный участок с разрешенным видом использования: под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), то на данном земельном участке у Вас должен стоять жилой дом и использовать земельный участок Вы можете для строительства жилого дома и обслуживание этого дома. А если Вы на данном земельном участке построили магазин или используете свой жилой дом под магазин, то усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению).

Чтобы не допустить данное нарушение, необходимо:

- использовать участок в соответствии с целевым назначением.

- сведения о целевом назначении земельного участка содержатся в ЕГРН и в правоустанавливающих документах на земельный участок. Информацию можно получить путем запроса выписки из ЕГРН, а также посмотрев свои правоустанавливающие документы на земельный участок.

- любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Также если Вам принадлежит на праве собственности земельный участок с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», то Вы должны приступить к использованию данного земельного участка по целевому назначению, то есть освоить данный земельный участок (получить разрешение на строительство и приступить к строительству индивидуального жилого дома на данном земельном участке) в течение трёх лет с момента, когда Вы стали собственником земельного участка. А если с момента возникновения у Вас права собственности на земельный участок прошло более трёх лет и Вами не предприняты меры по использованию земельного участка в соответствии с видом разрешённого использования, Вы нарушаете ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 284 Гражданского кодекса РФ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.

Обращаем Ваше внимание, что все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений, следует принимать заранее и заблаговременно до осуществления контрольных мероприятий.

 

 

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области А.И. Ткачев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C 08.02.2021 ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (Томский МФЦ) приступил к приему документов на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по экстерриториальному принципу.

Это означает, что граждане могут обращаться в офисы приема-выдачи документов Томского МФЦ за совершением учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, расположенных в любом субъекте Российской Федерации.

Такая возможность появилась у россиян еще в 2017 году с вступлением в силу закона «О государственной регистрации недвижимости», однако правом приема документов по экстерриториальному принципу на территории Томской области был наделен только филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Томской области.

 

Исполняющая обязанности начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Н.А. Соболевская

 

Действующее законодательство предусматривает несколько способов оформления документов на построенный собственником объект недвижимости.

Общим правилом является так называемый «разрешительный порядок строительства», когда право собственности на построенный объект подтверждается сначала выданным уполномоченным органом исполнительной власти разрешением на строительство, потом - разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.

Также законодательно для ряда объектов была установлена более простая процедура строительства, которую в целом можно назвать как «Дачная амнистия» и которая происходит практически без участия органов государственной власти и местного самоуправления.

Так, если ранее, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости), допускалось осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, то в настоящее время упрощенный порядок действует и в отношении объектов, созданных на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующих параметрам объекта индивидуального жилищного строительства.

В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации.

Первоначальная редакция вышеуказанной нормы предусматривала действие амнистии до 1 марта 2021 года. Однако срок действия «Дачной амнистии» продлен до 1 марта 2026 года.

Обращаем внимание, что даже при применении упрощенного порядка государственной регистрации прав для оформления права собственности на построенный объект обязательно требуется одновременная постановка указанного объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет на основании Технических планов, подготавливаемых кадастровыми инженерами.

Также при регистрации прав необходимо оформление прав застройщика на земельный участок под построенным объектом. На государственную регистрацию документы на землю предоставлять не требуется, только если права на земельный участок уже были зарегистрированы в ЕГРН в  установленном законом порядке.

Следует также отметить, что «Дачная амнистия» распространяется только на жилые дома и садовые дома, расположенные на землях садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и построенные объекты недвижимости по своим техническим характеристикам должны отвечать требованиям градостроительного законодательства.

 

 

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Т.М. Никитюк                            

 

 

 

 

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования.

На  каждую территориальную  зону устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

 Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Например, градостроительные регламенты не устанавливаются на земли лесного фонда, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию при органе местного самоуправления.  Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения

Итак, чтобы изменить вид разрешённого использования земельного участка необходимо руководствоваться правилами землепользования и застройки (далее – ПЗЗ), утверждёнными для муниципального образования, на территории которого находится земельный участок. Основной и вспомогательный виды разрешённого использования земельного участка выбирается правообладателем самостоятельно. Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. С графиком работы отделов ОГКУ «ТО МФЦ» можно ознакомиться на сайте http://www.md.tomsk.ru. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН  в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.

 

Заместитель начальника отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области И.А. Гончарова

 

 

08 февраля 2021 года с 10:00 до 12:30 начальник Шегарского межмуниципального отдела Михеев Владимир Александрович ответит на вопросы граждан по теме: «Государственная регистрация прав собственности, возникающих на основании свидетельств о наследстве. Возможность объединения уже зарегистрированной и заявленной долей в  праве собственности» по телефону 8(38 244) 2-17-04.

10 февраля 2021 года с 09:00 до 13:00 главный специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела Ахмадеева Альфия Салеховна ответит на вопросы граждан по теме: «Кадастровый учёт и регистрация прав на недвижимое имущество» по телефону 8(38 251) 2-16-84.

16 февраля 2021 года с 09:00 до 12:00 главный специалист-эксперт отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Дудина Ирина Юрьевна ответит на вопросы граждан по теме: «Как запретить проведение действий с недвижимым имуществом без личного участия собственника» по телефону 8(38 22) 65-19-39 (доп.2094).

17 февраля 2021 года с 10:00 до 13:00 начальник Колпашевского межмуниципального отдела Немельгин Борис Терентьевич ответит на вопросы граждан, касающиеся государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта по телефону 8(38 254) 4-17-07.

18 февраля 2021 года с 10:00 до 18:00 (перерыв на обед с 13:00 до 14:00) заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Шмыков Антон Александрович ответит на вопросы граждан по теме: «Административная ответственность за уклонение от проведения проверки» по телефону 8(38 22) 51-28-48.

18 февраля 2021 года с 14:00 до 18:00 исполняющая обязанности начальника Стрежевского межмуниципального отдела Фрис Наталья Владимировна ответит на вопросы граждан по теме: «Исправление технической ошибки» по телефону 8(38 259) 5-31-63.

20 февраля 2021 года с 11:00 до 13:00  руководство отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, договоров долевого участия в строительстве ответит на вопросы граждан по теме «Государственная регистрация прав на жилые помещения на основании договоров купли-продажи, мены и дарения» по телефонам 8(38 22) 65-02-46, 8(38 22) 65-02-47.

24 февраля 2021 года с 09:00 до 13:00 начальник Северского межмуниципального отдела Валеев Илья Зайнулович ответит на вопросы граждан по теме: «Понятие последующей ипотеки и условия, при которых она допускается» по телефону 8(38 23) 90-11-76.

25 февраля 2021 года с 09:00 до 18:00 (перерыв на обед с 13:00 до 14:00) государственные регистраторы прав отдела регистрации земельных участков  ответят на вопросы граждан по теме «Осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на земельные участки» по телефону 8(38 22) 65-02-39.

26 февраля 2021 года с 09:00 до 16:00  (перерыв на обед с 13:00 до 13:30) специалисты отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии ответят на вопросы граждан по теме: «Порядок рассмотрения обращений в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по телефонам 8(38 22) 51-11-67, 8(38 22) 51-37-82.

Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество в нашей стране существует уже более 20 лет. Сегодня каждый гражданин, желающий стать законным правообладателем недвижимого имущества, знает, что для этого необходимо зарегистрировать свое право в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

С этой целью гражданин обращается в указанные органы и предоставляет необходимые документы для оказания государственной услуги в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. По истечении установленного действующим законодательством срока, гражданину выдают документы, на основании которых была оказана государственная услуга.

Но в силу различных жизненных обстоятельств возникают случаи, когда гражданин не смог обратиться за получением документов в указанный срок выдачи документов. Соответственно, у гражданина возникает вопрос - как действовать в такой ситуации.

В течение 30 календарных дней заявитель еще может обратиться в тот же офис приема-выдачи документов ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (МФЦ) или филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области (Филиал кадастровой палаты) и сразу же получить документы, не полученные им вовремя.  

После истечения 30-дневного срока невостребованные заявителем документы из МФЦ передаются для последующего архивного хранения в Филиал кадастровой палаты, в связи с чем, у заявителя будет отсутствовать  возможность получить свои документы в день обращения в офис приема МФЦ.

Выдача документов заявителям, не получившим документы в установленное время, осуществляется также специалистом МФЦ, но уже на основании предварительной заявки.

Заявка должна содержать ФИО заявителя, адрес объекта, номер обращения при подаче документов на оказание государственной услуги. Срок обработки заявки составляет семь рабочих дней от даты подачи заявителем заявки.

Необходимо отметить, что срок хранения документов, поступивших на основании заявки из архива Филиал кадастровой палаты, составляет две недели с момента их получения МФЦ, по истечении которых снова возвращаются в архив.

Следует учитывать, что при подаче заявителем заявки в МФЦ на выдачу не полученных документов, находящихся на хранении в другом городе или районе Томской области (экстерриториальный запрос), указать конкретный срок обработки заявки не представляется возможным, так как он определяется индивидуально в соответствии с логистикой перемещения документов, о чем заявитель уведомляется.

 

Исполняющая обязанности начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Н.А. Соболевская

В части 6 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» указано, что до 1 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:

1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации (в целях исключения завоза и распространения на территории Томской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) режим функционирования "повышенная готовность" введен на территории Томской области с 18.03.2020 года распоряжением Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра);

2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды;

3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

 

Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области А.Н. Юркевич

 

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации существует несколько способов возникновения новых земельных участков:

-Раздел (один участок делится на несколько);

-Выдел одного или объединение нескольких участков;

-Перераспределение земельных участков

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:

1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

3) иной документ, на основании которого в соответствии с иными федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным Кодексом РФ.

Государственная регистрация права на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (земельной доли), может быть осуществлена на основании:

1) заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

2) заявления, поданного лицом или лицами, являющимися собственниками земельной доли (долей) и образующими земельный участок путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.

Данное правило не применяется при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

 

 

Специалист-эксперт  Шегарского межмуниципального  отдела Управления Росреестра по Томской области С.В. Шароварина 

                                         

 

Управление Росреестра по Томской области информирует о перечне документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Постановлением Правительства РФ от 14.01.2021 № 3 скорректирован перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю. Теперь такими документами являются:

1.Правоустанавливающие документы на земельный участок, подтверждающие предоставление земельного участка органам государственной власти, их территориальным органам, органам местного самоуправления, организациям, указанным в статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации":

копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, подтверждающего предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

копия договора, заключенного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения земельного участка на момент совершения сделки, подтверждающего предоставление земельного участка в аренду, безвозмездное пользование;

иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка.

2.Правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, подтверждающие право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на соответствующее здание, строение или сооружение.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Если соответствующие права были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, то представление указанных документов не требуется. Поправки вступили в силу с 23 января 2021 года».

 

 

Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области А.Н. Юркевич